Blue Flower

Аудиенцзал

Расположенный за Тронным залом Аудиенц-зал не был затронут перестройками Ю. М. Фельтена и вплоть до 1941 г. полностью сохранял барочную отделку середины XVIII в., выполненную Ф.-Б. Растрелли. Это единственное помещение дворца, где архитектор применил ордер из опор в виде пилястр. Сверкающие позолотой пилястры выполняли функцию своеобразного каркаса. В простенках между ними были окна в два яруса, огромные двери или зеркала и ложные зеркальные окна, что зрительно разрушало материальную массу стены и создавало ощущение, что это легкий, открытый на все стороны павильон. Многократные отражения в поставленных друг против друга зеркалах при движении по залу рождали новые и новые иллюзорные перспективы. Стены покрывала прихотливая орнаментальная золоченая резьба по моделям Л. Роллана в виде побегов растений, стилизованных раковин, девичьих головок, корзин с цветами и плодами. В 1970-х годах утраченная во время войны резьба была блестяще воссоздана реставраторами. Декоративное убранство Аудиенц-зала венчается плафоном на сюжет поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Оригинальный плафон, созданный итальянским живописцем Паоло Балларини, погиб в годы войны и был возрожден в послевоенное время художниками-реставраторами Л.Любимовым и В.Никифоровым. Аудиенц-зал предназначался для малых государственных приемов. В XIX в. во время торжественных обедов, когда столы накрывались одновременно во всех помещениях парадной части дворца, здесь отводились места статс-дамам. В связи с этим появилось еще одно название зала — Статс-дам екая.