Blue Flower

История парка на Елагином острове восходит к XVIII в., когда у острова было другое наименование — Мишин, известное с 1742 г. Согласно легенде, группа солдат, проводивших здесь разведку, встретила на острове медведя. Во второй половине столетия параллельно употреблялось название Мелыунов остров, по фамилии его владельца генерал-поручика обер-гофмейстера двора Екатерины II Алексея Петровича Мелыунова, вошедшего в историю в основном благодаря «мельгуновскому кладу», раскопанному им в 1763 г. в степи близ современного Кировограда и представлявшему собой погребение богатого скифа.

Мелыунов построил каменный дом со службами и оранжереи, пробил просеки, сходившиеся к этому дому, а перед ним был разбит сад.

В 1780-е гг. остров перешел к обер-гофмейстеру Ивану Перфильевичу Елагину, по фамилии которого и получил современное имя.

При Елагине усадебный парк получил четкую геометрическую планировку, были прорыты каналы для осушения земли. При нем впервые по праздникам на Елагин остров стали пускать горожан, которые могли покататься на лодках и угоститься в трактире.

В первой четверти XIX в. царская казна выкупила Елагин остров для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны — матери императора Александра I. В 1820 г. Карл Росси реконструировал построенный в 1786 г. усадебный дом Елагина, создав существующий поныне Елагиноостровский дворец. Одновременно с перестройкой дворца была изменена и территория парка. Вместо лучевых аллей архитектор создал систему замкнутых кольцевых дорог, которые предназначались для прогулок верхом на лошадях и в экипажах. Елагиноостровский дворец стал композиционным центром, перед которым появился зеленый газонный партер — огромная поляна, которая получила впоследствии название Масляный луг, поскольку зимой в Масленицу здесь катались на санях.

Формированием пейзажного парка занимался садовый мастер, англичанин Джозеф Буш.

Карл Росси соорудил в парке несколько элегантных служебных построек, среди которых Оранжерея, Музыкальный павильон и Кухонный корпус. Последний, полукруглой формы, декорирован нишами со скульптурами, которые создал русский ваятель Степан Пименов.

К достопримечательностям парка относятся пруды, соединенные каналами. Они создавались не только для придания парку большей живописности, но и для решения вполне утилитарной задачи — осушения острова. Грунт, который вынимался при их устройстве, использовался для поднятия уровня земли Елагина острова. Названия прудов просты — 1-4-й Северные и 1-4-й Южные.

Создание прудов — заслуга Джозефа Буша, причем северные пруды отличаются от южных. Южные красочнее и живописнее, чем северные, как и подобает в природе.

В конце XIX столетия, когда Елагин остров стал популярным местом прогулок, предпринимались попытки укрепить западную оконечность острова. Архитектурное завершение эта часть острова получила после сентябрьского наводнения 1924 г., принесшего парку значительный урон.

Архитектор Лев Ильин и инженер Борис Васильев создали террасу с парапетом из розового гранита, на которых установили фигуры сторожевых львов из пудостского камня, наподобие тех, которые стоят у Елагиноостровского дворца. Эти львы первоначально находились у дачи графа Александра Сергеевича Строганова на Черной речке (см. Строгановский парк), а затем на Петергофском шоссе. Перед установкой в 1925 г. их отреставрировал скульптор Леопольд Дитрих.

По аналогии с восточной оконечностью Васильевского острова западная оконечность Елагина также стала именоваться Стрелкой.

Современный же парк считается детищем первой пятилетки (1928-1932 гг.). Организация парка стала ответом ленинградского руководства на обращение Центрального Комитета Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и Совета народных комиссаров от 3 декабря 1931 г. о социалистической реконструкции Ленинграда, в которой говорилось о необходимости «обеспечения отдыха трудящихся и удовлетворения культурных запросов жителей Ленинграда».

Уже в 1920 г. Каменный остров отвели для домов отдыха трудящихся, в связи с чем его даже переименовали в остров Трудящихся, хотя название это практически никем никогда не использовалось; Крестовский остров решили сделать центром занятий физической культурой и спортом; наконец, Елагин остров должен был стать своеобразным заповедным парком, предназначенным и для тихого отдыха, и для культурно-массовых развлечений.

С конкурсными работами лично знакомился первый секретарь Ленинградского областного комитета ВКП(б) Сергей Миронович Киров, отметая проекты, перенасыщенные различными сооружениями. Для реализации замысла выбрали проект, сделанный группой архитекторов и художников под руководством зодчего Евгения Катонина. Торжественное открытие ЦПКиО состоялось на Масляном лугу 5 августа 1932 г.

Через 16 дней после убийства Кирова, 17 декабря 1934 г., Елагин, Каменный и Крестовский острова назвали Кировскими, имя СМ. Кирова присвоили и парку. В 1936 г. у входа в ЦПКиО со стороны Крестовского острова, у 1-го Елагина моста установили бронзовый бюст СМ. Кирова работы скульптора Николая Томского. У 2-го Елагина моста через 22 года установили бронзовый памятник В.И. Ленину, который, как и многие другие, отлили по модели Вениамина Пинчука.

В середине 1930-х гг. в парке, полюбившемся ленинградцам, по проекту архитектора Кирилла Иогансена возвели Большой летний театр, кинотеатр и спортивный городок. У Главной аллеи, которую проложили между Масляным лугом и Стрелкой Елагина острова, установили мраморные вазы с рельефами на греческие сюжеты и скульптуры: «Метатель диска» Матвея Манизера, «Танцовщица», изображающая балерину Галину Уланову, и «Девушка, переходящая ручей» работы супруги Матвея Генриховича — Елены Янсон-Манизер. Позднее произведение Елены Александровны заменили ее же бронзовой «Метательницей диска» — в пару к «Метателю диска» ее мужа.

У 4-го Южного пруда по предложению Евгения Катонина в те же годы установили мраморную скульптуру «Геракл Финезский». Это копия с оригинала, принадлежащего скульптору Гликону. Предположительно, ее делали в мастерской Паоло Трискорни в первой трети XIX в.

Рядом с корпусом № 10 на мраморном прямоугольном постаменте поставили «Диониса» работы немецкого скульптора Моритца Гейса, отлитого из цинка в середине XIX столетия.

На одном из островков установили бронзовую группу «Крестьянин и рабочий» (ск. Н.А. Якимович).

На одной из парковых аллей появился перенесенный с Малой Конюшенной улицы (в то время — улица Софьи Перовской) метеорологический павильон, созданный в 1913 г. скульптором Василием Кузнецовым и архитектором Николаем Лансере.

В 1939 г. в Летнем театре заболел конферансье, и вести концерты пригласили молодого никому не известного артиста Аркадия Райкина. К концу лета его знал весь Ленинград, ходили специально на него. Триумф был такой, что осенью того же года его отправили в Москву на Первый всесоюзный конкурс артистов эстрады, где Аркадий Исаакович занял первое место. Говорят, что сидевшие в жюри Леонид Утёсов и Дмитрий Шостакович обменивались записками с предположениями о том, сколько удержится на сцене очередной конкурсант: «Это на пять лет» или «Это на пятнадцать». Когда выступил Райкин, Шостакович написал: «А это???». Утёсов ответил: «Это — навсегда!». Тем летом на сцене Летнего театра было запущено в народ придуманное Аркадием Исааковичем слово «авоська».

Парк начал лишаться скульптурного убранства в середине 1990-х гг. Сначала в 1993 г. демонтировали бронзовый бюст Ленина, затем — Кирова.

В конце ноября 1996 г. неизвестные преступники похитили «Диониса», которого нашли в феврале следующего года сильно поврежденным. Статуя с тех пор хранится в фондах Елагиноостровского дворца.

В 1998 г. на Малую Конюшенную улицу, превращенную в пешеходную зону, возвратили метеорологический павильон.

В связи с перепланировкой парка в начале XXI столетия всю скульптуру с Главной аллеи убрали. 8 января 2004 г. «Танцовщицу» поставили во дворе Академии русского балета имени Агриппины Яковлевны Вагановой.

В ЦПКиО продолжают работать спортивные кружки, проводятся праздничные мероприятия, появился небольшой частный зоопарк.