Blue Flower

На Ораниенбаумском спуске находится также подворье Серафимо-Дивеевского женского монастыря, построенное в 1904—1911 годах по проекту епархиального архитектора Н. Н. Никонова.

Последний русский император Николай II особо почитал святого Серафима Саровского. Преподобный Серафим Саровский (1759—1833, в миру Прохор Мошнин) происходил из благочестивой купеческой семьи города Курска. Как гласит история, с юных лет он обнаружил тягу к благочестию и монашеским подвигам. В семь лет мальчик упал со строительных лесов с большой высоты, но чудом остался невредим. В 17 лет он стал послушником в Саровской пустыни Тамбовской губернии, затем был посвящен в дьяконы и рукоположен в священники. В 1794 г. Серафим стал отшельником и получил большую известность за аскетизм, благостность и святость. В 1903 г. при живом и горячем участии царской фамилии Серафим Саровский был канонизирован.

17 июля 1903 г. император Николай II с семьей побывал в Сарове на торжествах по поводу перенесения мощей старца Серафима. А через год после этой поездки в Сэров и купания в его источнике императрица родила долгожданного наследника, чем и объясняется особое отношение Николая II и его родных к этому святому. По этому поводу по царскому указу в Петергофе и был заложен храм во имя Серафима Саровского и создано подворье Саровского Серафимо-Дивеевского монастыря. В 1904 г. в ознаменование рождения царевича Алексея здесь была возведена деревянная часовня во имя преподобного Серафима Саровского. А рядом по проекту Н. Н. Никонова заложили большую пятиглавую каменную церковь в стиле нарядного московского барокко конца XVII в. с высокой шатровой колокольней. В 1906 г. ее освятили во имя преподобного Серафима Саровского Чудотворца, а деревянную часовню переделали в церковь во имя иконы Божьей Матери Умиления.

Территория подворья охватывала около одного гектара, и кроме большого храма и деревянной церкви на ней находилась двухэтажная гостиница, сестринский корпус, приют для солдатских детей-сирот, мастерские иконописи, мозаики, рисования и чеканки, баня, сараи и прочие служебные постройки. Уже в 1906 г. на подворье жили 43 монахини, переведенные из Дивеева монастыря, а к 1917 г. число монахинь приблизилось к восьмидесяти.

Николай II неоднократно лично посещал это подворье. Например, 8 октября 1906 г. он записал в своем дневнике: «Среда. Солнечный день. Принял на Ферме 23 чел... Посетили новую церковь Дивеевской обители. Погулял».

С Дивеевским подворьем связано еще одно событие в жизни царя. Именно в день его посещения 19 июля 1914г. Николай II узнал о начале Первой мировой войны. Запись в дневнике императора за этот день гласит: «19 июля. Суббота. Утром были обычные доклады. После завтрака вызвал Николашу и объявил ему о его назначении верховным главнокомандующим впредь до моего приезда в армию. Поехал с Алике в Дивеевскую обитель. Погулял с детьми. В 6 '/2 поехали ко всенощной. По возвращении оттуда узнали, что Германия нам объявила войну».

После революции храм, особо опекаемый царской семьей, попал в опалу. Монастырь не мог существовать легально. Поэтому в стенах его была создана тайная община монахинь (сестры жили в миру, работали, но тайно принимали постриг и молились). Общину разгромили в 1932 г., последнего священника и монахинь репрессировали, само подворье было отнято у церкви. В это время храм утратил свое убранство, все надворные постройки были полностью уничтожены.

Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал, рухнула колокольня, сгорело пятиглавие. Кирпичным кубом без крестов и куполов в 1952 г. здание церкви было передано Петродворецторгу для утилитарного восстановления под продуктовые склады. В это время его перестроили изнутри, сделав три этажа.

К северному фасаду было пристроено здание угольной котельной с трубой, расположенной вплотную к храму. Рядом с ним на месте прежней царской дороги к заливу устроили городскую свалку.

В 1993 г. члены Общества русской православной культуры святителя Игнатия Брянчанинова добились разрешения на проведение в храме богослужений. Первый молебен на подворье был совершен 21 января 1993 г. Сразу после передачи помещений храма епархии начались регулярные богослужения, первоначально — на втором этаже, а с 1996 г. — на первом этаже, с устройством временного алтаря на месте исторически существовавшего.

Храм восстанавливается с 1996 г. силами Церкви. Над зданием на месте главного купола и на боковых башенках установлены латунные кресты, внутри устроены алтарь, крестильное помещение и часовня при входе в храм. На внешней стороне храма, обращенной к шоссе, появилась большая мозаичная икона святого Серафима. На месте, где до войны стояла церковь иконы Божьей Матери Умиления, установлен памятный крест.

Сегодня на первом этаже здания располагается сам храм, на втором — трапезная, а на третьем — школа. Кроме главного престола, в храме имеются приделы во имя Божией Матери Умиления и во имя святителя Николая. Возможно, в будущем здания, находящиеся на бывших монастырских землях и использующиеся ныне в складских целях, будут возвращены епархии.