Петергоф. Александрийский парк
К югу от дворцово-паркового ансамбля Александрии, по другую сторону Санкт-Петербургского проспекта, расположен еще один пейзажный парк — Александрийский (Александровский). Его территория простирается до привокзальной площади и занимает 144 га. В XVIII в. на месте парка находился окруженный изгородью Олений зверинец, который в 1826 г. был переведен в Английский парк.
В 1832—1836 годах по проекту А. Менеласа, И. Шарлеманя и садового мастера П. И. Эрлера осушили территорию, вырыли живописный искусственный пруде извилистыми берегами и тремя островами, проложили удобные дорожки, посадили березовые рощи, группы дубов, ели и сосны. Ограды у парка не было — его ограничивал ров, проложенный вдоль шоссе.
На островах по проекту архитектора И. Шарлеманя были сооружены Чугунная беседка и Швейцарский домик, не сохранившиеся до нашего времени. В ажурной Чугунной беседке, поставленной по желанию Николая I в 1841 г., находился бюст императрицы Александры Федоровны с надписью: «Счастью моей жизни». Беседка была окружена цветниками и украшена плющом. На другом островке стоял изящный деревянный Швейцарский домик, окруженный маленьким садиком. Попасть на остров можно было с помощью парома.
В начале XX в. в юго-восточной части парка возвели электростанцию и деревянные казармы Сводного пехотного полка, несшего охрану императорской резиденции. С Санкт-Петербургского проспекта на территории парка до сих пор можно видеть большое красное здание бывшей электростанции, построенное архитектором А. Миняевым. Эта электростанция давала электричество дворцам Александрии, а после революции — и всему городу.
Тем же архитектором был построен и императорский гараж, который располагался рядом. Известно, что в 1906 г. в гараже находилось 10 автомобилей. В 1912 г. группа военных автомобилей совершила пробег Санкт-Петербург — Смоленск — Санкт-Петербург. Перед началом пробега император Николай II принял рапорт от начальника пробега и обошел строй автомобилей, которые выстроились у казарм сводного пехотного полка.
В Советское время парк был назван Пролетарским. В период Великой Отечественной войны зеленому массиву парка был нанесен ущерб, но планировка его сохранилась без изменений. Из парковых сооружений до нашего времен кроме электростанции сохранились только два здания караульных домиков, построенные в XIX в. Александрийский парк с юга ограничивает линия железной дороги.