Петергоф. Вокзал станции Новый Петергоф

Петергофская железная дорога была построена в 1853—1857 годах на средства известного предпринимателя барона А. Штиглица. В июне 1857 г. открылось регулярное движение пассажирских поездов Санкт-Петербург — Петергоф. Первоначально пути заканчивались в Новом Петергофе, однако в 1860-х годах они были продлены до Ораниенбаума через Старый Петергоф. 7 июня 1864 г. в Ораниенбаум проследовал первый состав. В 1930-х годах железнодорожная линия была электрифицирована.
Железнодорожный вокзал станции Новый Петергоф, построенный архитектором Н. Л. Бенуа в 1854—1857 годах, является одним из самых старых в России. Проект был разработан с учетом вкуса Николая I, из всех архитектурных стилей предпочитавшего готику. Задуманный с большим размахом, смело и легко, вокзал создавался, как пышное завершение железной дороги. Здание поражало своей грандиозностью и великолепием. Газета «Северная пчела» писала о нем так: «Это изящное здание открывается взору пассажиров во всем блеске. Над готической колоннадою возвышается на 16 сажен прекрасная башня, которая довершает впечатление. Особы, бывшие на всех железных дорогах Европы, утверждают, что нигде не видели станции, построенной с таким вкусом и эффектом».
Все детали вокзала носят подчеркнуто готический характер. При известной доле фантазии он навевает ассоциации с Вестминстерским аббатством в Лондоне. Однако романтические средневековые архитектурные формы здания полностью подчинены его утилитарному назначению. Центральная часть вокзала перекрыта металлическими фермами. Западный фасад здания имеет вид четырехъярусной башни, по сторонам которой находятся стрельчатые арки для прохода составов. В арки заходили два железнодорожных пути, против которых с внутренней стороны в прежнее время находились платформы.
Стены башни прорезаны узкими стрельчатыми окнами и увенчаны ажурными парапетами. Над арками расположены лоджии с изящной готической колоннадой. В XIX в. на втором этаже вокзала располагался изысканный ресторан, и его посетители имели возможность выйти на лоджию, чтобы подышать свежим воздухом и окинуть взглядом окрестности.
К этой части вокзала примыкают двухэтажные корпуса с помещениями для пассажиров и персонала. Северный фасад прорезан широкими стрельчатыми проемами. Южный фасад вокзала имеет трехпролетный портик, ведущий в обширный зал со стрельчатыми сводами, опирающимися на мощные столбы. В царское время в этом зале устраивались различные торжества, концерты и танцевальные вечера.
По проекту здание предполагалось еще более роскошным, но не все замыслы архитектора удалось воплотить в жизнь вследствие финансовых затруднений. Так, не были сделаны чугунные шпили, а оконные и дверные переплеты вместо дорогого чугуна были выполнены из дерева.
В советское время в связи с электрификацией линии платформы удлинили, и поезда стали останавливаться снаружи. Во время войны вокзал очень серьезно пострадал. К реставрации вокзала специалисты приступали не единожды, в разное время. В 1952—1953 годах выполнялись ремонтные работы по ликвидации повреждений, вызванных военными действиями. По понятным причинам о серьезной реставрации в тот период говорить не приходилось. В последующие годы фрагментарно выполнялись мелкие косметические и про-тивоаварийные ремонты. Только накануне знаменательной даты — 300-летия Санкт-Петербурга — были выделены средства на производство комплекса реставрационных работ, в основном на фасады здания. Специалисты восстановили северный, восточный, частично южный и западный фасады, интерьеры кассового зала и зала ожидания. В 2006 г. начались работы по реставрации кровли, западного фасада и навесов над пассажирскими платформами.